Как выбрать решение резервного копирования для себя. Личный пример. Часть 3. Выбор решения.

Определившись с объёмом, рисками и возможностями мы подошли к самой важной части – выбору оптимального решения.

Дальше пойдёт описание схемы подбора решения резервного копирования, которая будет интересна тем, кто имеет небольшой опыт в ИТ и хочет это сделать сам. Если вам интересно перейти к применению этой схемы на моём примере во второй части статьи, то нажмите на эту ссылку.

 

Схемы подбора решения резервного копирования.

Для выбора решение необходимо проработать два пункта:

  1. понимать плюсы и минусы существующих способов резервного копирования.

Способы резервного копирования, которые вы можете рассмотреть (я не указывал здесь способы применимые больше для компаний, чем для дома, например, ленточные накопители и др.):

  • внешний жёсткий диск (включая USB «флешки»);
  • внутренний жёсткий диск (физический диск, не путайте с логической буквой диска);
  • облачные сервисы (dropbox, яндекс диск, google drive, облако mail.ru, bitcasa и др.);
  • облачное хранилище (Amazon S3 и т.п.);
  • сетевое хранилище (NAS) (может быть и «вашим личным облаком дома» от компаний WD или Seagate);
  • ftp сервер;
  • удалённое хранилище, размещённое «у друзей» (синхронизация, например, через Bittorent Sync или используя продукты «ваше личное облако дома» от компаний WD или Seagate).

Отличие способов между собой может быть как существенным (первые три пункта ниже), так и менее значительным:

  • доступный объём для хранения файлов;
  • стоимость использования за год (всегда оценивайте в долгосрочной перспективе, лучше сразу на срок использования решения, но не менее одного года);
  • использование для работы поставляемой программы (как у Яндекс диска, Dropbox и т.п.) или необходимость устанавливать и настраивать отдельный, универсальный клиент (программу);
  • возможные ограничения на размер файла и передачу данных.

Чтобы не раздувать статью большим описанием я не буду описывать все тонкости отличий способов здесь, но с радостью отвечу на ваши вопросы в комментариях или подготовлю более подробное описание в формате отдельной статьи.

 

  1. последовательно оценивать их с наиболее важного для вас параметра: объёма данных, рисков, скорости восстановления, стоимости решения и удобства в работе.

Уточнения про влияние параметров на выбор решения:

  • объём данных (обычно, чем больше объём, тем дороже решение);
  • риски (чем их больше, тем дороже решение);
  • скорость восстановления (более быстрая скорость восстановления у наиболее дорогих решений);
  • стоимость решения (по моему опыту, чаще ищется вариант «бесплатно» или очень дёшево);
  • удобство («всё работает само по себе» – такие решения обычно дороже, чем с ручными операциями и привязанными к человеку).

 

Какое решение резервного копирования я выбрал для себя.

Т.к. раньше общая стоимость моего решение резервного копирования была не дороже 100$, то мне хотелось бы сохранить эту цифру. Я готов заплатить за больший функционал и удобство максимум 150$ в год. Как вы поняли, для себя я выбрал основной параметр – стоимость. Далее по важности идут два основных риска (остальные два – по возможности) и автоматическое создание резервной копии из удобств работы.

Учитывая уже мои существующие возможности и объём файлов, я исключил следующие способы как более затратные (дорогие): внешние и внутренние жёсткие диски, облачное хранилище, ftp сервер, удалённое хранилище, размещённое «у друзей».

На старенький 400Гб диск я решил записать бОльшую часть архивных материалов.

Т.к. у меня были свободные жёсткие диски (на 1,5Тб + 0,7Тб) и простаивающий NAS (сетевое хранилище), то я задействовал их для автоматического создания резервной копии части данных. Забегая вперёд скажу, что я использую программу Bittorent Synс для автоматической синхронизации папок с настольного компьютера на NAS. На сетевое хранилище я списал архивную папку с фильмами и буду резервировать папки с тренингами, фотографиями в процессе обработки и все нужные для резервного копирования папки.

Плюс у меня есть по 1 Тб в «Облаке mail.ru» (бесплатно) и «Bitcasa» (платно). Я оставил платный облачный сервис Bitcasa, т.к. у меня с одной стороны шла миграция данных и там хранились текущие резервные копии, а с другой стороны  я параллельно менял жёсткий диск, который сломался, то я решил не рисковать сохранностью данных, отказываясь от этого облачного сервиса.  На «Облако mail.ru» я решил сохранить коллекцию видео и часть тренингов, а на «Bitcasa» папки с документами и коллекцию фотографий.

Дабы оценить все ли мои данные поместятся, а так же убедиться, что я ничего не упустил, я свёл итоги в таблицу (щелкните на ней для открытия в полный размер в новом окне), где по вертикали отмечены мои данные, а по горизонтали вариант по их резервному копированию:

 

backup_table_small

Скачать таблицу в формате Excel можно здесь: ссылка на Яндекс Диск.

Если у вас большой объём данных или вы просто не хотите запутаться, то рекомендую сделать себе похожую таблицу.

Реализация: убедившись, что все данные помещаются, осталось только всё настроить, чтобы всё работало автоматически.

Самое простое это настроить работу «Bitcasa и «Облака mail.ru» — для первой я указал нужные папки для резервного копирования (mirroring), а для второй я переместил нужные мне папки в одну папку и назначил её домашним каталогом для программы.

Ещё проще было переписать архивные данные на 400Гб диск, подключив его по USB.

А вот с сетевым хранилищем (NAS) нужно было поколдовать. Мой NAS был достаточно древний и простым по возможностям, поэтому пришлось вручную установить fun_plug, mc и сам клиент Bittorent sync (документации в интернете хорошая). После этого я настроил автоматическую синхронизацию между клиентами Bittorent sync на настольном компьютере и NAS. Отмечу, что скорость синхронизации при этом не высокая, около 3-5Мбайт\с (напрямую до 18Мбайт\с), но ради удобства я с этим смирился.

На этом описание выбора решения заканчивается, а я буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях!

Если эта статья будет полезна кому-то ещё – поделитесь ею с ними!

Leave a Reply